+7 (909) 309-72-14

Кукольный театр «Дзёрури»

Самым крупным кукольным театром Японии является «Бунраку», представляющий собой кукольный театр дзёрури – традиционный японский театральный жанр, возникший в конце XVI века, когда старинный народный песенный сказ дзёрури был соединен с кукольным представлением и обрел специфическое музыкальное звучание.

Народный песенный сказ был широко распространен в Японии начиная с X – XI веков. Бродячие сказители вели повествование нараспев, под аккомпанемент народного музыкального инструмента бива. Материалы для них черпались из «Хэйкэ-моногатари» — феодального эпоса, повествующего о борьбе домов Тайра и Минамото. Особенной популярностью пользовались рассказы о Минамото Ёсицунэ, а также его возлюбленной Дзёрури. Именем этой девушки стали называться сначала только сказы, героиней которых была она, а позже и сказы на другие темы.

Первые кукольники появились в Японии в VII – VIII веках. Есть основания полагать, что это искусство пришло в Японию из Средней Азии через Китай. В XVI веке бродячие труппы кукольников стали оседать в различных районах: близ Осака, на острове Авадзи, в провинции Ава, на острове Сикоку. Эти пункты стали центром японского кукольного театрального искусства и подобную функцию сохранили и до наших дней.

Соединение песенного сказа дзёрури, исполняемого под аккомпанемент сямисэна, с кукольным представлением относится к концу XVI – началу XVII века, что и явилось рождением нового жанра японского традиционного театрального искусства, оказавшего огромное влияние на развитие национального театра Японии.

Сцена кукольного театра дзёрури снабжена двумя невысокими загородками, идущими вдоль стены. Эти загородки частично скрывают кукловодов и создают барьер, по которому движутся куклы. Кукловодам помогают условно невидимые работники сцены, одетые в черное платье с капюшоном, с черной сеткой на лице.

Справа от сцены на специальном возвышении сидит ведущая фигура театра – певец-сказитель гидаю, а рядом с ним аккомпаниатор с сямисэном. Гидаю нараспев, под музыку ведет повествование, говорит за героев, переживает за них, плачет и смеется, а куклы все это изображают на сцене.

Существовали разные стили исполнения сказа дзёрури. Конец XVII века явился поворотным пунктом в развитии этого вида театрального искусства. Замечательный певец-сказитель Такэмото Гидаю (1651-1714) создал новый стиль исполнения дзёрури, который по имени создателя этой манеры был назван «гидаюбуси».

Куклы в театре дзёрури очень совершенны. Размером они примерно в три четверти роста человека (100-130 см). У них двигаются рот, глаза и брови. Ноги, руки и пальцы подвижны во всех сочленениях.

Туловище вполне примитивно. Основу его составляет плечевая перекладина, к которой крепятся руки и подвешиваются ноги, если кукла – мужчина. У кукол женщин нет ног, так как их скрывают длинные кимоно.

Головы кукол создают искусные мастера, они очень выразительны. В театре дзёрури, как и во многих других видах японского классического театра, существуют определенные исторически сложившиеся типажи, для каждого из которых применяются определенные голова, парик, костюм. Парики для кукол делают из настоящих волос и причесывают очень тщательно. В театре есть специальные парикмахеры, следящие за тем, чтобы волосы кукол были в порядке.

Очень разнообразны и тщательно выполнены костюмы кукол. Они точно воспроизводят костюмы живых людей.

Декорации в театре преимущественно рисованные, очень детальные и реалистичные. Необходимые предметы домашней обстановки изготавливаются тщательно. Если они включаются в действие, то соответствующий реквизит выносит на сцену человек в черном (курого), которого принято не замечать.

Куклы в театре дзёрури управляются по способу санниндзукай (три кукловода на каждую). Главный кукловод (омодзукай) держит левой рукой туловище куклы и управляет головой, а правой рукой управляет правой рукой куклы. Второй кукловод управляет левой рукой куклы, третий – ногами. Чтобы легче было координировать действия кукловодов и держать куклу примерно на уровне человеческого роста, омодзукай работает в деревянных туфлях гэта на высоких подставках. Действия куклы должны точно совпадать с текстом, читаемым гидаю.

Функции сказителя – гидаю весьма сложны. Он исполняет роли всех героев,а также ведет повествование от автора. Его чтение должно быть максимально выразительным, чтобы вдохнуть жизнь в кукол, управляемых кукловодами на довольно значительном от него расстоянии. На обучение мастера – исполнителя дзёрури уходит обычно 20-30 лет.

Одним из наиболее существенных факторов эмоционального воздействия на зрителя в кукольном театре является слово. Литературный, художественный уровень большинства текстов дзёрури очень высок. И в этом большая заслуга крупнейшего японского драматурга Тикамацу Мондзаэмона (1653-1724).

С именем Тикамацу связан период блестящего расцвета дзёрури, его «Золотой век».

В 1689 году Тикамацу создал пьесу и ее появление было важным событием в театральной жизни Японии. Впервые материалом послужила не историческая хроника или романтическая легенда, а широко известное скандальное событие того времени: самоубийство куртизанки и юноши, любивших друг друга, но не имевших надежды соединиться в этом мире.

Это был новый вид пьесы дзёрури, который стали называть сэвамоно (бытовая пьеса). В дальнейшем их появилось множество.

Ну а рекордное число представлений выдержала историческая пьеса Тикамацу «Кокусэнъя кассэн», которая шла ежедневно 17 месяцев подряд.

Еще одной особенностью дзёрури является архаичный язык, трудный для понимания современной аудиторией.

Репертуар театра дзёрури весьма обширен. Сохранилось свыше тысячи пьес для этого театра, созданных в XVII – XVIII веках. Среди них есть исторические, бытовые и танцевальные пьесы. Небольший танцевальные пьесы, входящие в представление кукольного театра дзёрури, исполняются куклами строго по канонам классического японского танца. Сейчас целиком эти пьесы не ставят. Из них обычно выбирают наиболее драматичные и популярные сцены. Периодически на сцене появляются новые пьесы дзёрури, обычно на исторические или сказочные сюжеты.

Кукольный театр дзёрури является уникальным театральным жанром, существующим только в Японии. На сегодня осакская труппа дзёрури состоит из 28 сказителей, 19 музыкантов и 37 кукловодов. В театре работают только актеры- мужчины. Их возраст – от 16 до 85 лет. Ни один человек не назначается лидером труппы. Ответственность за дела в настоящее время поделена между главными сказителями Косидзидаю и Цудаю и кукловодами Тамао и Кандзиро.

Нужно сказать, что с конца 70-х годов утверждена программа жесточайшего тренинга для актеров дзёрури, с тем, чтобы их мастерство не уступало мастерству Но и Кабуки. И среди новых поколений японцев сейчас находится достаточно людей, желающих продолжить традиции кукольных спектаклей. Можно со смелостью сказать, что по совершенству мастерства современные актеры традиционных театров превзошли всех своих предшественников.

Новости школы

Подписаться на новые записи

Оформление заявки

Оставьте номер и мы перезвоним вам!

Контактный номер:

Контактная почта:

Наш адрес:

г. Казань, ул. Московская,
д. 31/6, 2 этаж, офис 219