+7 (909) 309-72-14

История зарождения кабуки в Японии

История зарождения кабуки в Японии.

Простому народу не были известны ни сакральные танцы Кагура, ни драма Но, и в течении долгого времени у него даже не было театральных подмостков для выступлений. Однако в начале эпохи Токугава, наконец, родился, расцвел и принёс плоды демократический театр Японии. Это была драма Кабуки. Ритуальные танцы часто исполнялись для развлечения прихожан при синтоиском храме в Идзумо. Они и по сей день исполняются при синтоиских храмах в Нара и других местах. Юные девушки в тонких накидках поверх белых кимоно и алых хакама, с распущенными волосами и красиво загримированными лицами танцуют в зале храма. Из числа таких храмовых танцовщиц была и девушка по имени Идзумо-но Окуни. Примерно на рубеже XVII века Окуни прибыла в Киото и начала исполнять некоторые из ритуальных танцев в высохшем русле реки или на шумных улицах древней столицы. Начав с раскованного неофициального развлечения киотской толпы, Окуни постепенно добавляла в репертуар романтические и светские танцы, исполнявшиеся вначале под аккомпанемент флейты, старомодных барабанов, в которые надо было ударять пальцами, и других инструментов театра Но. Со временем она приобрела популярность во всей столице и её появление на маленькой открытой сцене привлекало многочисленных зрителей, жаждущих после долгой эпохи войн эстетических развлечений. Она умело совместила различные традиционные танцы, народные баллады, стихотворные импровизации и другие элементы в одно гармоничное целое и таким образом создала театр Кабуки (слово “Кабуки” состоит из трёх китайских иероглифов, буквально означающих “искусство пения и танца”), в котором выступали молодые танцовщицы. В 1603 году Кабуки Окуни окончательно оформился и принял форму театра. В начале Окуни выступала со своей группой в Киото, в кварталах Сидзёгавара и Кодзёгавара, а в 1604 году она построила собственную стационарную сцену на территории синтоиского храма Китано.

На какое-то время репутация Кабуки упала, причиной чему была растущая безнравственность и распутство некоторых актёров и актрис. Но несмотря на это, Окуни продолжали встречать с теплотой в любом месте.

В 1607году труппа Окуни отправилась в Эдо, где точно также, как в Киото и Осака, её представления вошли в моду. Во время представлений помещения всегда были переполнены, и популярность Кабуки была столь головокружительной, что самураи Эдо до безумия влюблялись в танцовщиц и устраивали поединки, дабы завоевать их симпатии. Властям это показалось уже излишним, и они решили запретить выступления труппы, хотя запрет был скорее вызван поведение эдоских кавалеров, чем деятельностью самого Кабуки.

В трёх крупнейших городах: Киото, Осака и Эдо, быстро росло число актрис, воодушевлённых примером Окуни, и исполняемые ими представления Кабуки стали излюбленным развлечением широкой публики. Но развитие театра сопровождалось пагубным влиянием актрис на общественную нравственность, и токугавское правительство издало ряд декретов, запрещающих появление актрис на сцене. В 1608 году был издан указ, разрешающий выступление Кабуки только на городских окраинах, где его тлетворное влияние менее пагубно сказывалось бы на обществе. Несколько придворных дам, которые завели романы с красивыми актёрами Кабуки были отправлены в изгнание. Правительство часто вмешивалось в дела Кабуки. В 1626 году, когда группа актрис выступала в пригороде Эдо, театр был настолько переполнен, что возникли крупные беспорядки, и было приказано прекратить представление. И наконец, правительство третьего сёгуна Иэмицу издало в 1629 году строгий указ, запрещающий любые представления с участием женщин. Театр Онна Кабуки (женский театр Кабуки) был уничтожен. Его место занял возникший ещё в начале XVII века Вакасю Кабуки (мужской театр), в котором играли только юноши. Однако, так как театр, в котором выступали только мальчики и молодые люди, также начал считаться подрывающим моральные устои, в 1644 году правительство запретило и его. После этого был издан указ, предписывавший закрыть четыре ведущих театра Эдо, равно как и кукольные театры и другие центры развлечений, поводом для которого послужил скандальный роман актёра Кабуки и жены крупного аристократа. Под давлением владельцев театров в следующем году они были открыты снова, но 1648 указ запрещал аристократам посещать театры, в 1656 — актёрам давать представления в усадьбах самураев, даже если их специально приглашают.

Существование оннагата, мужчин, исполняющих женские роли, после запрета выступления актрис, стало совершенно необходимым и сохранилось до настоящего времени. Даже в середине XIX века, когда были отменены многие запреты, женщины долго не могли достичь такого же совершенства в исполнении женских ролей, как мужчины — оннагата, тратившие долгие годы на накопление опыта.

Говоря о кабуки, обычно имеют в виду возобновление постановок старых пьес. Большинство актеров театра кабуки утверждают, что воссоздание пьес, написанных до 1893 года, — до кончины последнего драматурга кабуки, — и есть истинное искусство кабуки.

Постановка старых пьес кабуки отнюдь не преследует какую-либо цель , а просто сохраняет традиции некогда созданного спектакля. В большинстве случаев строго воспроизводятся те же действия, в том же музыкальном сопровождении, какие были использованы основателями театра кабуки. Своего совершенства кабуки достиг триста пятьдесят лет тому назад. За эти триста пятьдесят лет один за другим появлялись крупные драматурги, создававшие пьесы непосредственно связанные с жизнью современного им общества. Поэтому репертуар кабуки содержит различные пьесы.

В наши дни подготовка, предшествующая спектаклю, весьма упрощена. Поскольку пьеса, постановка которой задумана, хорошо знакома каждому занятому в ней актеру, роли, действие, декорации, костюмы и прочее подготавливаются с невероятной быстротой. Практически на осуществление новой постановки затрачивается четыре-пять дней, и все проходит очень гладко уже с первой репетиции. По истечении трех дней можно быть уверенным, что весь спектакль пройдет так же четко, как если бы он шел ряд лет.

Иначе дело обстояло, когда кабуки создавался, когда писались и ставились новые пьесы. Драматург должен был консультироваться с дзануси (хозяином театра), заранее определить тему, сюжет, акты и отдельные картины, а затем уже приступать к созданию пьесы. В большинстве случаев драматурги писали различные сцены одной и той же пьесы. Драматурги, как и актеры, к началу сезона, когда определялся репертуар на весь год, переходили из одной труппы в другую. Владелец театра читал готовую пьесу дзамото или таюмото (постановщику), который вносил в нее необходимые изменения , затем знакомил с пьесой ведущего актера. И таким образом создавалась новая пьеса.

Состав труппы не зависел от пьесы, готовящейся к постановке. Труппа набиралась до того, как решался вопрос о пьесе. Таюмото, тёмото (специалисты- постановщики) и другие представители трех театров кабуки (обычно в Токио разрешалось играть трем труппам кабуки) собирались один раз в год и распределяли актеров между своими театрами. Актеров выбирали так: имена писали на карточках, которые клали заполненной стороной вниз, а затем представители каждой группы по очереди вытягивали их. В это же время договаривались о ежегодном жаловании актеров. Такой «слепой» набор труппы не являлся чем-то диким и из ряда вон выходящим. Дело в том, что в кабуки амплуа актеров более или менее определены. Так существуют: татияку (актеры на главные мужские роли), оннагата (актеры на женские роли), акуяку (на роли злодеев), докэси (на комические роли), бабаяку (на роли старых женщин), дзидзияку (на роли старых мужчин) и другие. И поскольку подбор исполнителей происходил по амплуа, то складывалась хорошо укомплектованная труппа. Обычно в труппе было от сорока до пятидесяти актеров. И самое важное для драматурга было написать пьесу, в которой наилучшим образом могли быть использованы входившие в труппу актеры.

Кроме актеров во время действия по сцене свободно расхаживают люди, являющиеся вспомогательным персоналом. Техника постановки пьес кабуки требует непременного участия лиц, служащих своеобразными помощниками актера. Например, при помощи небольшой вспомогательной вращающейся сцены певец-рассказчик вместе со своим аккомпаниатором предстают взору зрителя. Они находятся на небольшом возвышении в правой части сцены. В течении всего представления певец (он называются гидаю) сообщает о месте, времени и обстоятельствах действия, о взаимоотношениях персонажей, об их переживаниях и т.п. Это род повествования: рассказчик находится здесь же, на сцене, и он строго связан с действиями актера. В некоторых случаях рассказчик читает стихи вместо актера, когда тот совершает действия молча. Этот прием дает возможность полнее и свободнее выразить различные эмоции. Применение его особенно уместно при выражении сильных переживаний, таких, например, как «скорбь слишком горькая, чтобы рыдать». Актер может стиснуть зубы, мимикой выразить безграничное страдание, в то время как рассказчик говорит о его чувствах.

Бывает так, что актер одновременно играет две роли, тогда ему нужно переодеваться и менять парик, причем делать все это нужно очень быстро. Для этого на сцене появляются ассистенты. Ассистенты надевают актеру другой парик, развязывают шнурки, меняют одежду.

Подобные актеры называются курого. Они с ног до головы одеты в черное, даже лицо их занавешено черной тканью. Ни один курого не играет на сцене определенной роли, они лишь как вспомогательный персонал. Курого расставляют реквизит, заменяют суфлера, наблюдают за дополнительным освещением, следят за гримом и костюмами актеров, ведают шумовыми эффектами и осуществляют различные сценические превращения. Когда же кто- либо из действующих актеров «умирает», они скрывают «умершего» от глаз зрителя черным полотнищем, под прикрытием которого тот покидает сцену.

Актерам не давали полного текста пьесы. Для каждого предписывалась только его роль, которая называлась какинуки (выписка). Затем следовала татиэйго (репетиция на ногах). Однако репетиция в кабуки, так называемая фурицукэси (напоминающая постановку балетного танца), проводилась, только когда требовалась координация движений многих актеров. В остальных случаях каждый актер должен был полагаться на собственную изобретательность. И мало того, что актер без чьей-либо помощи работал над ролью, он и костюмы был обязан приобрести за свой счет. Цвета их определялись заранее, но никто до премьеры не знал, в чем именно будет играть тот или иной актер. В кабуки считалось необязательным проводить репетицию в костюмах.

Как будут играть партнеры, для актера тоже оставалось загадкой чуть ли не до самого дня премьеры. Репетиционный период использовался не для подготовки и создания спектакля, а просто как время, в течение которого распределялись роли. По всей вероятности, он никогда не превышал десяти дней. Причина, объясняющая примитивизм репетиций, кроется в том, что уже изначально разговорной части в пьесах кабуки не придавалось большого значения. Самым важным считалось такое развитие сюжета, при котором как можно полнее мог быть выявлен талант каждого актера. Но благодаря удивительным способностям актеров спектакль в день премьеры проходит очень организованно.

Новости школы

Подписаться на новые записи

Оформление заявки

Оставьте номер и мы перезвоним вам!

Контактный номер:

Контактная почта:

Наш адрес:

г. Казань, ул. Московская,
д. 31/6, 2 этаж, офис 219