+7 (909) 309-72-14

Японская каста «отверженных» (буракумин)

Эта тема редко поднимается среди японистов. Не только в отечественной, но и в японской науке вопросы о происхождении касты «отверженных» (буракумин – 部落民), об их функциях в обществе, мировоззрении, морали, самосознании, быте мало изучены. В целом, эта каста становится «видна» для общества и науки только в эпоху Токугава (XVII-XIX вв.), когда в целом все слои населения подвергаются четкой кодификации: каждое сословие или социальная группа получают свое название, место жительства, политические и другие права, прописывается их образ жизни, вплоть до покроя и цвета одежды. Появляется ощущение, что касты «отверженных» до этого времени не существовало. Однако это не так.

Изначально в японском государстве (становление которого относят к III-IVвв.) существовали и рабы, и привезенные с материка (из Китая, Кореи) ремесленники (которые не имели таких же прав, как местные ремесленники и крестьяне), а также собственно «отверженные» — буракумин. Границы между этими группами были размытыми, и в касту буракумин можно было попасть по стечению исторических обстоятельств и по прямому указу властей.

В VII в. общество было разделено на «благородных» — рёмин и «презираемых» — сэммин. Психологически они стали восприниматься, как люди из разных миров, которые не пересекаются. Несмотря на то, что некоторые группы из сэммин могли получить доступ в разряд рёмин, в целом на сэммин (а это прежде всего крестьяне, рабы и ремесленники, совмещавшие свои обязанности с крестьянским трудом) смотрели как на «недолюдей».

В любом случае, идея того, что есть «недолюди», люди с «нечистым» занятием (а значит, это «подлые» люди), коренится в японском менталитете очень давно.

К XIII-XIV вв. сложилась четкая сегрегация общества: беглые крестьяне, преступники, нищие были объединены в единый социальный слой «отверженных». Главным признаком их объединения было поражение в правах на владение землей и работой в сельском хозяйстве. Буракумин занимались ремеслами, проституцией, народными искусствами; были доносчиками, конвоирами, палачами и т.д.

«Отверженных» называли эта. Данное слово изначально переводилось как «поставщики корма», но к XIV в. оно записывалось кандзи «много грязи» 穢 多. Вместе с термином эта появилось слово хинин, которое переводилось как «нечеловек». Изначально им обозначались преступники, бродяги, нищие, но впоследствии слова эта и хинин стали обозначать одно – группу «отверженных», кармически «нечистых», морально «недостойных» людей (и даже «недолюдей»).

Официально группу «отверженных» отменили еще в 1871 году, но до сих пор выходцы из этих групп испытывают трудности с устройством на работу, браками и полноценной социальной жизнью. На чем держится предрассудок против них? Даже современные исследователи считают этот вопрос еще не раскрытым.

 

Литература: Ханин З.Я. Социальные группы японских париев. М., Наука, 1973.

Новости школы

Подписаться на новые записи

Оформление заявки

Оставьте номер и мы перезвоним вам!

Контактный номер:

Контактная почта:

Наш адрес:

г. Казань, ул. Московская,
д. 31/6, 2 этаж, офис 219