Религия японцев: дзен-буддизм

Дзэн-буддизм

Наряду с амидаизмом в Японию в XII в. проник и дзэн-буддизм, сложившийся в Китае в начале VI в. (яп. “дзэн”, кит. “чань”, санскр. “дхьяна” означают медитацию). В Китае на учение чань оказали влияние как разные секты буддизма (например, Хуаянь), так и даосизм. В дзэн-буддизме, почитающем, как и Тэндай, Лотосовую сутру, подчеркивается неотделимость Будды от всего сущего. Основной целью объявляется достижение единства человека с божеством. Для этого используется практика медитации, прежде всего приемы, называемые “дзадзэн” и “коан”. При “дзадзэн” концентрация сознания достигается человеком, сидящим в так называемой позе лотоса, при “коан” то же происходит в процессе решения интеллектуальных задач путем парадоксальных суждений.

Дзэн-буддисты не придают большого значения ни догматике, ни ритуалам, ни призывам к Будде. Дзэн-буддист может даже хулить Будду, так как считает, что внешнее выражение своего отношения не существенно. В настоящее время имеются три основные дзэн-буддийские секты: Сото, Риндзай, Обаку. Секта Сото была основана в XII в. и связана своим происхождением с близкой по учению китайской сектой Цзаодун.

Согласно учению Сото, пробуждение (“сатори”) чаще всего происходит при медитации, когда размышляющий сидит молча. Секта Риндзай возникла в Японии в конце XII в. Прототипом ее в Китае была секта Линьцзи, основанная монахом такого имени в середине IX в. Характерной особенностью секты Риндзай является то, что в ней в процессе медитации широко используются размышления над парадоксами.

Намного позже, в XVII в., в Японии возникла еще одна дзэн-буддийская секта — Обаку, которая не противопоставила учение дзэн другим буддийским течениям, и в частности приняла амидаистскую практику обращения к будде Амиде (правда, сам Амида воспринимается в этой секте весьма своеобразно: как находящаяся в сердце человека природа будды). Для достижения пробуждения используются как “дзадзэн”, так и “коан” Общая численность u1076 дзэн-буддистов в Японии превышает 6 млн. человек. Из этого числа на последователей секты Сото приходится 4 млн. человек, Рин-дзай — 2 млн. и Обаку — 100 тыс. человек. В отличие от всех предыдущих сект, имеющих достаточно очевидные китайские корни, секта Нитирэн, созданная в середине XIII в. японским буддийским монахом такого имени (первоначальное название секты было иным — Хоккэ), не имеет прямых китайских прототиипов. Свое вероучение секта преимущественно основывает на доктринальных положениях школы Тэндай (и прежде всего, на Лотосовой сутре). Нитирэн выделяется среди других буддийских сект Японии фанатичностью и нетерпимостью ко всем инако-мыслящим, в том числе и к последователям большинства других японских буддийских сект.

Секта Нитирэн, подразделяющаяся на несколько фракций, весьма многочисленна: она имеет 21 млн. приверженцев. Особое место среди буддийских сект Японии занимают так называемые метабуддийские секты, которые настолько обособились, впитав в себя отдель-ные элементы других религий, что их нередко не относят к буддизму, а считают “новыми религиями”. Речь идет прежде всего о сектах Нитирэн-сёсю, Рэй ю кай и Риссё косэй кай. Нитирэн сёсю (яп. “Ортодоксальная школа Нитирэн”) возникла еще в конце XIII в., отделившись от секты Нитирэн. Как и в Нитирэн, вероучение в отколовшейся секте основывается на Лотосовой сутре. Но если в Нитирэн ее основатель (монах Нитирэн) почитается как бодхисаттва, то в Нитирэн сёсю его рассматривают как первоначального будду. Для секты была характерна весьма активная прозелитическая деятельность: проповедь своего учения членам секты предписывалось вести не только в Японии, но и во всем мире. В 1937 г. было основано религиозное общество Сока гаккай (яп. “Общество создания ценностей”), принявшее вероучение Нитирэн сёсю и потребовавшее проведения социальных реформ в стране. В 1964 г. Сока гаккай в целях расширения своего влияния на разные стороны жизни страны создала свою политическую организацию — партию Комэйто (яп. “Партия чистой политики”), которая задумывалась как партия “третьего пути”. В настоящее время к Сока гаккай принадлежит 17 млн. жителей Японии.

Метабуддийская секта Рэй ю кай (яп. “Общество друзей духа”), основан-ная в 1925 г. (по другим данным — в 1930 г.), пытается сочетать две исходные идеи: добродетель Лотосовой сутры и важность почитания предков. Секта предписывает заботиться о неухоженных могилах и выражать благодарность и преданность предкам. В Рэй ю кай уделяется большое внимание рекреационной деятельности, а также моральному воспитанию членов. Численность сторонников Рэй ю кай — около 5 млн. человек. Одной из сект, отколовшихся от Рэй ю кай, является Риссё косэй кай (“Общество по утверждению истинного закона и совершенствованию верую-щих”). В первые годы своего существования секта увлекалась спиритизмом, однако позже главный акцент стал делаться на проповеди Лотосовой сутры. Большое значение в секте придается воспитанию верующих в духе буддийских принципов. На групповых собеседованиях, которые весьма характерны для секты, помимо чтения и изучения Лотосовой сутры, организуются обсуждения персо-нальных проблем приверженцев секты. Эти обсуждения призваны выявить личные недостатки членов секты и дать им возможность морально укрепиться. Общая численность последователей Риссё косэй кай в Японии составляет 5,5 млн. человек. Как уже отмечалось , среди буддистов Китая господствует школа Тянь-тай. В Корее в настоящее время насчитывается 18 буддийских сект (школ). Синтез дзэн-буддизма (в форме Риндзай) и некоторых элементов амидаизма привел в этой стране к возникновению секты Чогё, которая сейчас объединяет четыре пятых всех буддистов страны.

 

Я.В.

 

Авторизация
*
*
Генерация пароля

Закажите звонок

и мы свяжемся с Вами

Не хотите ждать?

позвоните нам

или напишите нам в группу