Подготовка к написанию иероглифа

Набор инструментов каллиграфа, правильная осанка, правила использования кисти…
История каллиграфии неразрывно связана с орудиями письма. В наши дни инструменты далекой древности уживаются с шариковой ручкой, фломастером, пером, кистью.
Разнообразные орудия письма, завораживающе нетронутая поверхность листа бумаги, ни с чем несравнимое ощущение легко и послушно бегущего инструмента – все это приносит много минут истинного наслаждения.
Каждому каллиграфу необходим определенный набор инструментов  лучшего качества перед тем, как он начнет создавать свое произведение.
Набор для каллиграфии состоит из: Ситадзики: чёрная, мягкая циновка. Бунчин: металл для прижатия бумаги во время письма. Ханси: специальная, тонкая бумага для письма. Фудэ: кисть. Имеется большая кисть для письма больших символов и маленькая для написания имени художника. Судзури: тяжелый, черный контейнер для чернил. Суми: твёрдый черный материал, в который втирается вода для производства чернил. Сумибасами: ножницы для суми. Мидзусаси: маленький кувшин с водой необходимый при изготовления чернил.  Фудэмаки: материал в который заворачиваются кисти. Фудэмакура:  материал, используемый в качестве подставки для кисти.  Фудэтатэ: колпачок для кисти.
Остановимся более подробно на каждом из них.
Ситадзики – это мягкая циновка подкладывается под бумагу, для того, чтобы она не двигалась. В специализированных магазинах можно найти циновку из фетра, шерсти и другого материала. Ее поверхность должна быть ровной, без единой складки.
Бунчин – прибор для прижатия бумаги. Бывают металлические, фарфоровые, из твердого дерева. Его форма напоминает длинную палку. Это самый распространенный металлический прибор для прижатия бумаги. Однако также используется и бунчин в форме маленьких круглых магнитиков, которые располагают по верхним краям бумаги .
Фудэ – cамый важный инструмент каллиграфа – кисть. Китайская кисть называется тохицу а японская – вахицу. Своеобразные рукописные шрифты создаются кистями: плоскими, тупоконечными, остроконечными, круглоконечными, а также мягкими, гибкими или твердыми. Кисти бывают также длинные, короткие, средние,толстые и тонкие.
Конечно, велико разнообразие кистей, однако опытный каллиграф сразу определяет какая кисть необходима для написания каны или иероглифов тем или иным стилем. Кисти крайне подвижны.
«Китайская кисть по сравнению с японской более мягкая и хорошо скользит по бумаге. Тохицу используют при написании иероглифов, а вахицу, когда пишут кану, т.к. она тверже. Когда ваша рука соединяется с кистью, то кисть становится как-бы частью вашего тела, которой вы управляете.
Держат кисть китайским способом, т.е. строго вертикально. Когда японцы  пишут мелкие иероглифы, уточняют детали, их правая рука лежит на тыльной стороне кисти левой руки. Новичку лучше сначала пользоваться остроконечной твердой кистью, а затем, по мере приобретения опыта переходить к более мягким и гибким и уже начинать вырабатывать свой собственный стиль в написании. К каждой кисти необходимо привыкать».
Для изготовления кисти берут самый разнообразный материал. Популярна шерсть овцы, козла, медведя, оленя, лошади, собаки, орла, курицы и даже мыши. Склеивается материал при помощи специального клея. Ци Байши, например, предпочитал кисть из усов крысы, обернутых шерстью овцы, но на постижение этаких тонкостей нужно отдать многие годы.
Необходимо отметить, что на китайских кистях обычно пишется производитель и состав, поэтому вы легко можете сориентироваться для написания чего служит та или иная кисть, что не скажешь о японской, т.к. на ней вы не найдете никаких надписей.
После использования кончик кисти следует намочить водой, протереть тряпочкой держа ее в горизонтальном положении. Полностью ее мыть не следует из-за того, что склеивается кисть клеем. Сушить ее нужно в теплом месте. При хранении необходим нафталин, потому что шерсть из которой приготовлена кисть поедается насекомыми.
Суми – твердый черный материал, который используется для изготовления чернил. Подразделяется на тохоку – китайского происхождения и вахоку – японского.
Для его изготовления используется графит и столярный клей. Столярный клей смешивают с графитом и ароматизатором, спрессовывают в формочки прямоугольной формы и сушат. Получаются плотные черные бруски. Используется и другой материал, но тогда его оттенок становится синим или коричневым.
Суми делятся на кобоку – древние и очень дорогие и синбоку – новые (в основном их сейчас и употребляют). У японцев есть  такая пословица “суми о осимг кото, канэ но готоси”. Т.к. она очень дорогая, то и используют ее только в редких случаях, таких как религиозные праздники или ритуалы.
Как использовать суми: расположите от себя с правой стороны судзури на лоскутке материи, чтобы он не скользил, затем наливаем в него немного воды и легкими движениями руки при помощи суми втираем воду для произведения чернила. После использования следует его протереть.
Сумибасами – специальные ножницы, в которые кладут суми. Они используются когда суми по мере использования начинает стачиваться и становится неудобно держать в руке.
Судзури – контейнер для чернил. Для чернильного камня подбирается камень необходимой твердости (как правило, медный купорос) с пологой гладкой поверхностью с выемкой для воды в наиболее твердой части.
«Делится на китайский(судзури), звучит как токэн, и на японский – вакэн. Самые дорогие судзури изготавливаются в Китае, в провинции Кантон и называются танкэйкэн. При его выборе нужно смотреть на  цвет. Цвет должен быть насыщенным, изящным. А поверхность судзури должна быть гладкой».
Как его использовать: держа в руках суми мягкими движениями руки аккуратно нужно развести чернила, чтобы поверхность оставалось такой же гладкой. Содержать контейнер необходимо в чистоте. Японские каллиграфы говорят, что лицо можно не мыть три дня, но судзури нужно мыть раз в день.
Ханси − специальная бумага для письма. Бумага появилась во II веке в Китае. В Японии бумага появилась в начале VII века. Китайская бумага называется тоси, японская – васи.
«Существуют различные виды бумаги. Каллиграф  сам выбирает ту, в зависимости от того, что он собирается писать и кому. Выбор бумаги очень важен, т.к. результат на бумаге выражает то, что каллиграф хочет донести до нас. Есть, например, бумага на которой надпись будет расплывчатая, есть бумага на которой буквы еле видны, а есть наоборот, где текст будет хорошо виден. Для тренировок подойдет любая бумага, но обычно в каллиграфии для тренировок используется Ханси».
Размер и цвет бумаги может быть разный. Для поздравлений, например, используют цветную бумагу с рисунками.
Мидзусаси − маленький кувшин с водой необходимый при изготовления чернил. Кувшинчики изготавливают из керамики, форфора и другого материала.
Фудэмакура − предмет, используемый в качестве подставки для кисти. Необходим для того, чтобы не испачкать стол чернилами.
Фудэмаки − материал, в который заворачиваются кисти после использования, для того, чтобы не испортилась основа кисти. Самый распространенный материал, из которого делают фудэмаки – это бамбук.
Фудэтатэ − колпачок для кисти. Изготавливают его из пластика, металла. Очень удобный предмет для тех, кто часто использует кисть, т.к. предотвращает ее от высыхания.
Необходимо соблюдать правильное расположение всех инструментов. Ознакомившись с принадлежностями каллиграфа можно изучить правила каллиграфии, благодаря которым можно приступить к изучению каллиграфии.
«Выбирая время и место для практики каллиграфии, нужно принять во внимание несколько вещей: каллиграфия занимает много времени, поэтому лучше выбрать такой момент для занятий когда будете уверены, что вас никто не побеспокоит; для работы подойдет спокойная и тихая комната.
Перед занятием необходимо оставить все проблемы и заботы вне комнаты, освободить свой разум, расслабиться и дать установку на наслаждение искусством».
Склоненные в чрезмерном усердии головы, согнутые спины, судорожно зажатый в руке инструмент – все это сводит на нет усилия начинающих. Поэтому, для того, чтобы писать красивые иероглифические знаки, необходимо выработать правильную осанку.
Для занятий каллиграфией рекомендуют маленький японский традиционный столик, где вы будете сидеть на татами в японском стиле. Поначалу будет, конечно, неудобно сидеть «по-японски», однако это отличная поза для самоуспокоения и расслабления. Но если вы предпочитаете обычный стол и стул, то будьте уверены, что вам будет удобно. Необходимо избегать сутулости и наклонов тела в разные стороны, так как это может привести к неправильным пропорциям и иероглифам.
Правильная осанка – это прямая спина и тело, находящееся строго перпендикулярно листу бумаги. Локти должны быть расслаблены и свободно и плавно двигаться.
Добившись этого можно легко, без усилий нанести тушь на лист бумаги. При этой позе большое внимание стоит уделять высоте стола. Он не должен быть ниже или выше установленных норм. Желательно, чтобы высота стула регулировалась или выбиралась так, чтобы пупок находился выше края стола.
Если вы выбрали традиционный японский столик для тренировки написания иероглифов сидя на татами, то выбирайте количество забутонов (подушка для сидения) согласно уровня национального японского стола.
В повседневной жизни, при письме ручкой или тонкой кистью, высота стола не играет значительной роли, однако, при письме толстой кистью на бумажном свитке, высота над уровнем листа имеет большое значение. Необходимо следить за тем, чтобы лист бумаги был хорошо виден, а также нужно соблюдать правила написания иероглифических знаков.
Существует несколько способов держания кисти, однако, самые распространенные из них два:

  1. Держать кисть с помощью указательного пальца. Этот способ обычно применяется при написании иероглифов небольшого размера. В движении кисти указательному пальцу помогает большой палец. Данный способ является эталоном, т.к. в средние века в Японии все письма и сообщения писались кистью маленького размера.
  2. Держать кисть с помощью среднего и указательного пальцев. При таком способе каллиграф крепко держит кисть, что способствует отсутствию колебаний инструмента при написании иероглифических знаков среднего и большого формата. Данный способ был впервые описан в исторических источниках периода Нанхокутёю, и в качестве учебного пособия преподавался в японских школах каллиграфии. Когда вы берете в руку кисть в первый раз, то вам кажется, что писать очень трудно, но благодаря тренировке, овладев этим искусством, вы сможете сказать, что совсем не замечаете кисти в своей руке. Будет казаться, что кисть это продолжение ваших пальцев.

Основным инструментом для писания, как мы уже узнали, служит так называемая писчая кисть, но в деловой жизни все большую победу одерживает европейское стальное перо, а также обыкновенный карандаш и мел в школах. Писчая кисть, благодаря присущей ей поразительной гибкости и как бы живому участию в писании, заслуживает, хотя бы в теоретических целях распознавания секретов японского каллиграфического искусства, не напрасно занимающего место рядом или даже выше живописи, полного внимания изучающего японскую письменность. Карандаш, стальное перо и мел, при всей их пригодности, никогда не дадут истинного представления о внутренних и художественных качествах иероглифов и знаков японской азбуки.
Кисть абсолютно господствует в художественной каллиграфии профессионального уровня, которая в современной Японии, как и в прошлом, считается одним из важнейших видов искусства. Выставочные залы (многие из которых принадлежат крупным универмагам и располагаются на их последних этажах, что подразумевает массовую посещаемость) регулярно устраивают выставки каллиграфических работ.
Японские мастера-каллиграфы говорят, что иероглифические тексты в каллиграфии пишутся с помощью локтевого сустава. Они выделяют четыре позиции:

  1. Кисть руки держащая инструмент письма находится параллельно поверхности стола, при этом локоть отодвинут далеко от тела, а письменный инструмент находится строго перпендикулярно листу бумаги.данная поза предназначена для написания иероглифов большого размера.
  2. Кисть руки прижата к листу бумаги, при этом кистевой сустав не зафиксирован и может свободно двигаться. Подходит для написания букв маленького размера среднего масштаба.
  3. Левая рука кладется на край бумаги и на нее накладывается кисть правой руки, при этом, ладонь левой руки должна полностью прилегать к поверхности листа. Эта позиция способствует снятию напряжения с кисти пишущей руки. Используется при написании мелких знаков азбуки или иероглифов.
  4. Эта позиция носит своеобразный характер. Кисть держится кончиками всех пяти пальцев, при этом, ладонь развернута в сторону пишущего человека. Применяется при написании скорописного стиля больших букв.

Каллиграфы Востока правили буквы в исключительных случаях. И только пером. Подчистка ножом считалась кощунством: «каллиграфы – не хирурги!». Плохо сформированную букву уже не исправишь – она выглядит фальшивой.
В эстетической теории каллиграфии выделяются четыре свойства иероглифа: кость, мякоть, мускулы и кровь. Иероглиф, в котором выявлены кость и мускулы, но мало мякоти, называют «мускулистым»; иероглиф, в котором много мясистости и слабый костяк, называют «поросенком». «Кость» и «мускулы» иероглифа составляли его линейную структуру, тогда как «мясо» и «кровь» воплощали его фактуру. В иероглифе ценились не только тонкий, строгий штрих, но и широкий мазок и пятно.
В искусстве композиции нет каких-либо готовых рецептов, на которые можно было бы целиком и полностью положиться.
По-разному работают художники. Одни тщательно продумывают структуру, другие пишут сходу с минимумом композиционных расчетов или вовсе без них, отважно бросаясь в дебри композиционных неожиданностей, импровизируя, изобретая и находя. Никогда японские мастера не прибегают к разметке: это могло бы тормозить естественное движение кисти. Самую простую вещь они иногда переписывают раз 10-15, а выбирают один-единственный вариант. Он отличается волшебной легкостью, непринужденностью исполнения, которых невозможно добиться, отводя заранее подготовленные линии.
У каждого мастера каллиграфии – свой ритм, своя манера, свой почерк. Кисть парит в пальцах, ибо в противном случае напряжение руки передастся всему телу, и тогда гармонизированная энергия перестанет перемещаться в нужном направлении и снова рассеется.
Очень интересно следить за работой опытного мастера – каллиграфа: как он обмакивает кисть в тушечницу, заносит ее вертикально над бумагой так, чтобы это соответствовало вертикали позвоночника и чуть-чуть подождав, дает возможность внутренней энергии привести руку в движение. Кисть, наносящая штрихи, должна иметь чувственный контакт с бумагой. Если быть озабоченным тем, как двигать рукой, то ничего хорошего из этого не выйдет.
Никогда один и тот же иероглиф не может быть написан дважды одинаково. Это напоминает известное изречение, которое гласит о том, что «нельзя дважды войти в одну реку».
Мастер – каллиграф никогда не знает, какой будет результат, потому что все ассоциации, которые возникают в его голове, как-то спонтанно передают движение руке, и соответственно, кисти, и вот уже возникает произведение искусства. Кроме того для мастера важное значение имеет место, где он пишет, и для чего или кого он пишет. Каждый мастер имеет свою личную печать, выгравированную на яшмовом камне и киноварную мастику. После того, как каллиграф заканчивает свое произведение, он делает оттиск на листе бумаги рядом со своими именными иероглифами, чтобы в согласии с древней традицией удостоверить авторство каллиграфического свитка.
Начинающий каллиграф должен неукоснительно соблюдать все правила шрифта. И это – закон. Только опытный мастер может позволить себе некоторую свободу — внутренняя интеллигентность творца помогает ему выразить свое «я», не нарушая законы шрифта. Это, конечно, зависит от степени его виртуозности, таланта мастера-каллиграфа, его одухотворенности. Одно бесспорно – красивой и четкой каллиграфии можно добиться только тогда, когда пишешь душой и сердцем.

Директор Японского Центра SEIKO

Цой Яна Валерьевна.

Авторизация
*
*
Генерация пароля

Закажите звонок

и мы свяжемся с Вами

Не хотите ждать?

позвоните нам

или напишите нам в группу