Экономические интересы Японии в Африке

Аннотация

Африканское направление современной внешней политики Японии является одним из самых неизученных; механизмом его реализации является Токийская международная конференция по развитию Африки (TICAD). В ходе данного иссле- дования изучены причины и глубина развития связей Японии с африканскими странами на материале последнего саммита TICAD, проходившего в Иокогаме с 28 по 30 августа 2019 г. В данной статье рассматриваются особенности TICAD, причины заинтересованности Японии в африканских странах, анализ последней конференции в Иокогаме; также в ходе написания статьи был составлен прогноз на дальней- шее развитие взаимодействия между Японией и Африкой.

 

Введение.

 В последнее время в мире наблюдается повышенный интерес к изучению взаимодействия Японии со странами Запада, Россией и Китаем. Обусловлено это, конечно же, современной политической обстановкой, необходимостью прогнозировать будущие события на политической и международной эконо- мической аренах. Однако зачастую мы забываем о других, не столь заметных, но важных фокусах японской политики, к которым можно отнести Африку. Это направление занимает неотъемлемую часть современной японской внешнеэкономи- ческой политики, и на это есть ряд причин, которые мы об- судим в данном исследовании. Глубина связей Японии и аф- риканских стран будет изучена на примере анализа последней Токийской международной конференции по развитию Африки, которая проходила с 28 по 30 августа 2019 г. в Иокогаме; мы также выделим её итоги и перспективы для Японии. Актуальность темы исследования связана с необходимо- стью изучить современные данные о взаимодействии между Японией и странами Африки, поскольку последние события, произошедшие на политической арене, связанные с изучае- мыми странами, не достаточно изучены.

Цель исследования заключается в изучении механизмов взаимодействия Японии и Африки в рамках последнего сам- мита TICAD и выявление перспектив развития отношений между Японией и африканскими странами. При написании данной статьи были использованы такие методы, как описание, сравнение, исторический метод, кото- рые были применены в процессе написания анализа самой конференции TICAD, а также последнего её саммита. Метод прогнозирования был использован при определении перспек- тив для дальнейшего развития взаимодействия между Япони- ей и африканскими странами. Результаты исследования и его обсуждение Для начала дадим понятие TICAD.

Токийская международ- ная конференция по развитию Африки — это конференция на высшем уровне, основанная Японией в 1993 г. и проводимая ре- гулярно с целью содействовать политическому диалогу между африканскими лидерами и партнерами по развитию. Помимо Японии в качестве организаторов выступают такие междуна- родные организации как ООН, Всемирный банк, а также Африканский Союз. До 2013 г. конференция проходила каждые 5 лет (1993, 1998, 2003, 2008, 2013), сейчас же она организовы- вается с интервалом в три года, однако министры и другие высокопоставленные лица двух сторон встречаются ежегодно, т.е. конференция работает непрерывно. В 2016 г. конференция впервые была проведена в Африке, в Найроби (Кения) В чём заключаются отличия данной конференции от других похожих мероприятий, устраиваемых конкурентами Япо- нии на африканском континенте? Во-первых, Токийская кон- ференция была первой в своём роде; позже Китай и Индия стали проводить свои двусторонние саммиты с африканскими странами, однако родоначальником такого стиля взаимодей- ствия стала именно Япония. Во-вторых, это инклюзивность и открытость: в конференции принимает участие множество представителей различных международных организаций, а также стран-партнёров по вопросам развития Африки. Осо- бенностью TICAD является то, что, несмотря на чередование места её проведения (Япония и африканские страны), кон- ференция всегда называется «Токийской», другими словами, мы имеем дело с установившимся брендом конференции. Не- маловажно, что инициативы в рамках TICAD направлены на сохранение африканской самобытности в ходе развития афри- канских стран, а также на устойчивое осуществление объявленных мер и последующих результатов184. Фундаментом каж- дой конференции служат «три столпа», которые определяют самые важные вопросы для обсуждения. Ещё один немаловажный вопрос звучит следующим об- разом: почему же Япония так заинтересована в партнёрстве с Африкой, какие выгоды она преследует? Прежде всего, Япо- ния заинтересована в минеральных и нефтегазовых ресурсах Африки, которыми та обладает в избытке. Страна Восходяще- го солнца, являясь одним из зависимых от колебаний цен на энергоносители государств, стремится импортировать ресур- сы из разных стран, дабы не зависеть от внешней политики той или иной страны-экспортёра, поэтому развитие сотруд- ничества и торговли с африканскими странами представля- ется ей весьма выгодным. Более того, Япония может активно инвестировать в добычу редких и труднодобываемых ресурсов на территории Африки, что является очередным плюсом, од- нако на этом интересы японской стороны не заканчиваются.

Японские компании стремятся экономить, снижая издержки посредством переноса производства за рубеж. Африка может стать хорошей платформой для сборки японской продукции и снижения её себестоимости. Стоит также отметить, что подобные возможности приносят пользу и африканскому населению, поскольку японские компании, создавая подразделения на территории Африки, создают новые рабочие места и дают возможность пройти обучение для получения рабочей квали- фикации. Говоря о других привлекательных сторонах Африки для Японии, важно заметить, что африканские страны, обла- дая в общей сумме 54 голосами в Генеральной Ассамблее при голосовании в ООН, могут оказать большую поддержку Япо- нии в вопросе реформирования ООН, в особенности Совета Безопасности. Не секрет, что и японская сторона, и страны Африки хотят получить постоянное место в Совете Безопас- ности ООН, и, в связи с этим, сотрудничество может быть выгодно обеим сторонам. Другим важным стимулом для во- влечения Токио в вопросы развития Африки является идея Японии о создании Индо-Тихоокеанского региона, объеди- нённого на основе принципов свободы торговли, судоходства, верховенства закона и рыночной экономики. Этот регион рас- полагается от Восточной Африки до западного края Северной Америки, и именно в рамках этой территории она хотела бы продвигать качественную инфраструктуру, поддерживать и за- щищать свободные морские линии и улучшать связь. В какой- то степени это может служить противовесом китайским ини- циативам, таким как «Один пояс — один путь»185. Последний саммит Токийской международной конфе- ренции по развитию Африки прошёл 28—30 августа 2019 в Иокогаме под руководством Японии, ООН и её программы развития, Всемирного Банка, а также комиссии Африканско- го союза. В качестве председателей саммита выступили премьер-министр Японии Синдзо Абэ и президент Египта и глава Африканского Союза Абдул-Фаттах Халил Ас-Сиси; также участие приняли заместитель премьер-министра Японии и министр финансов Таро Асо, министр иностранных дел Япо- нии Таро Коно и некоторые другие министры. Основными темами для обсуждения в ходе конференции стали вопросы экономической трансформации, в частности улучшение среды для бизнеса, при помощи инвестиций и инноваций, углубле- ние устойчивого общества для безопасной жизнедеятельности человека, а также обеспечение мира и стабильности на конти- ненте. По официальным данным186, в конференции приняло участие более 10 тысяч человек, включая 42 лидеров африкан- ских стран, послов из 52 стран-партнёров Японии в делах по развитию Африки, 108 руководителей международных и реги- ональных организаций, а также представителей гражданского общества и частного сектора. В рамках саммита состоялось 6 пленарных заседаний, ос- новными темами которых стали инициатива ABE187 Всеобщий охват услугами здравоохранения (UHC), в том числе и в рамках Африканской инициативы по здоровью и благопо- лучию (AsHWIN), вопросы ускорения экономической транс- формации, улучшения бизнес-среды, углубления устойчивого и жизнеспособного общества (эмансипация женщин, развитие человеческого потенциала, снижение риска катастроф, изме- нение климата), а также действия в рамках Нового подхода к миру и стабильности в Африке NAPSA188. Было проведено 5 тематических заседаний, где велись обсуждения о развитии внедрения технологий и инноваций на континенте, развитии человеческого потенциала, сельском хозяйстве, изменении климата. На протяжении трёх дней саммита было зареги- стрировано около 140 дополнительных семинаров и симпозиумов, работало 100 выставок. Премьер-министр Абэ провёл 47 встреч с лидерами 42 стран, председателем Африканского союза, 3 главами международных организаций и специально приглашённым гостем. Число компаний, участвующих в кон- ференции, в 2019 увеличилось более, чем вдвое, по сравнению с прошлым TICAD-VI189, к тому же, важной особенностью саммита в этом году стало то, что впервые частные компании были признаны официальными партнёрами, а на пленарном заседании состоялся публично-частный диалог между Японией и Африкой. В результате была принята Иокогамская декларация, анализ которой позволяет нам заявить, что основной темой саммита было объявлено «продвижение развития Африки через людей, технологии и инновации»; отмечается также, что эта тема соответствует основным приоритетам Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. и Повестки дня Аф- риканского Союза до 2063 г. Считается, что подобная тема поможет привлечь больше инвестиций (особенно в качественную инфраструктуру), увеличить торговлю, обмен специалистами и содействовать налаживанию внешнеэкономических связей. Также акцент был сделан именно на том, чтобы ставить африканское население во главу угла при воплощении программ по развитию.

Увеличение числа частных компаний на TIСAD-VII вылилось в пункт декларации, гласящий о том, что в дальней- шем участники саммита будут ещё более заинтересованы в при- влечении частного сектора, в развитии молодёжного и женского предпринимательства, и что они обязуются укреплять благо- приятные условия для ведения бизнеса на континенте193. Столпами, т.е. фундаментом декларации TICAD-VII назва- ны следующие цели: — ускорение экономических преобразований и улучшение бизнес-среды за счёт инноваций и привлечения частного сектора; — углубление развития устойчивого и жизнеспособного общества; — укрепление мира и стабильности. Первый пункт признаёт важность диверсификации африканского производства, индустриализации и макроэкономиче- ской стабильности для достижения устойчивого роста. Акцент делается также на развитие качественной инфраструктуры, при помощи возведения торговых коридоров, умных и зелёных го- родов, особых экономических зон, развития широкополосной связи, современной почтовой сети и т.д. «Мы считаем, что ка- чественная инфраструктура, которая гарантирует доступность в отношении затрат жизненного цикла, является фундаментальной для устойчивых экономических преобразований»194. В свою очередь, качественная инфраструктура также привлека- ет инвестиции, что как раз необходимо развивающейся Африке для того, чтобы, используя опыт индустриализации Японии и полученные инвестиции, вступить на путь устойчивого роста. Важной, как указано в Декларации, считается и подготовка ка- чественных кадров, а также создание рабочих мест. Не стоит забывать и о таких базовых вещах, как обеспечение качествен- ным продовольствием, улучшение качества сельскохозяйствен- ной продукции — эти задачи находят отражение в рамках Комплексной программы развития сельского хозяйства в Африке. TICAD продолжает уделять внимание безопасности на море: борьбе с незаконным морским промыслом, пиратством и дру- гими морскими преступлениями, на что впервые было обраще- но внимание в Найробийской декларации TICAD 2016 г.

Второй столп, связанный с углублением устойчивого обще- ства в африканских странах, обращает внимание на важность равенства мужчин и женщин, расширения прав молодёжи, со- кращения нищеты, управления быстротой урбанизации и соз- дания социальной сплочённости. Большой акцент делается на образовании (особенно считается важным развивать навыки в сфере предпринимательства, инноваций, цифровых техно- логий), которое выступает в качестве ключевого фактора для дальнейшего выполнения ЦУР. В рамках TICAD снова уде- лили внимание решению ключевых проблем, связанных со здравоохранением (оказанием качественной медицинской по- мощи), водоснабжением, санитарией, гигиеной и питанием, контролем инфекционных заболеваний, таких как СПИД, туберкулёз, малярия, полиомиелит и разного рода тропические заболевания.

Несмотря на то, что Африка наносит наимень- ший ущерб в плане выбросов парниковых газов, этот континент менее всего готов к управлению рисками изменения климата и реагированию на них. Так как изменения климата могут стать одной из причин социальной нестабильности, в декларации упоминается необходимость аккумулировать международные усилия по борьбе с изменением климата198. Сюда входит разум- ное потребление природных ресурсов, развитие экологически безопасного сельского хозяйства, борьба со стихийными бед- ствиями, переработка мусора и сокращение загрязнений.

Третья задача заключается в обеспечении безопасности человека, мира и стабильности посредством ориентированного на интересы людей подхода к развитию и укреплению институтов на местном, национальном и континентальном уровнях в целях устранения коренных причин конфликтов. Для этого необходимо отстаивать универсальные ценности, такие как основные свободы, верховенство права, расширение демо- кратии и т.д. Основываясь на взаимосвязи между гуманитарным развитием, миром и безопасностью, признаётся важность предотвращения конфликтов и устранения коренных причин конфликтов. В этой связи идёт работа по улучшению предо- ставления услуг, укреплению социальной защиты, расшире- нию профилактики преступности, поддержке беженцев. В декларации также поднимается тема, повторяющаяся в рамках TICAD уже на протяжении долгого времени — ре- форма ООН с целью предоставить африканским странам (а также Японии) постоянное место в Совете Безопасности. В качестве дополнения к Декларации был принят Иоко- гамский план действий; в нём перечислены действия, кото- рые, как ожидается, будут реализованы партнерами по TICAD, с целью продвижения основных направлений трёх столпов декларации 2019 г. Иокогамский план действий 2019 г. явля- ется развивающимся документом, который будет обновляться в любое время после TICAD-VII каждым партнером. тающимися получить влияние на африканском континенте.

Какие же конкретные шаги принимает Япония для реализа- ции трёх столпов TICAD-VII? Для претворения в жизнь целей, связанных с экономикой и бизнесом, японская сторона планирует сделать следующее201: — развивать человеческие ресурсы для продвижения бизне- са между Японией и Африкой в рамках инициативы ABE 3.0; — расширить права и возможности женщин-предпринима- телей путём финансового вклада в AFAWA202 и частное финан- сирование инвестиций JICA203; — создать Японский деловой совет для Африки (JBCA); — организовать второй Японско-африканский государст вен- но-частный экономический форум; — сопоставить африканские и японские стартапы в рамках сотрудничества в JETRO204; — поддерживать японский частный сектор для расширения бизнеса в Африке; — отправить в африканские страны советников по управ- лению долгом и макроэкономической политике; — развивать сельское хозяйство (удвоить производство риса); — вести поиск и разработку альтернативных источников энергии; — выделить 20 млрд долл. африканским странам на реали- зацию проектов развития и т.д. Для углубления и укрепления устойчивого общества в Аф- рике Япония предлагает уделить внимание налаживанию до- ступа к медико-санитарной помощи, способствовать улучше- нию питания населения, заняться лечением инфекционных заболеваний, улучшить поддержку снижения уровня стихий- ных бедствий, обеспечить качественное образование для бо- лее чем 3 миллионов детей, способствовать обмену среди мо- лодёжи и студентов и т.д. Поддержка развития системы реального представитель- ства, подготовка специалистов в юридической сфере, под- держка собственных африканских инициатив, помощь бежен- цам, предотвращение радикализации молодёжи206 — действия, необходимые для подготовки почвы для создания мира и ста- бильности на континенте, что является третьим важным на- правлением в африканской политике Японии.

Стоит также отметить достижения африканских политиков на этом попри- ще: 11 октября 2019 г. Норвежский нобелевский комитет объ- явил о присуждении премии мира премьер-министру Эфио- пии Абию Ахмеду Али «за выдающиеся усилия по мирному урегулированию в регионе»207. Были отмечены его заслуги по заключению мирного соглашения с Эритреей, которая полу- чила независимость от Эфиопии в 1993 г. Такая масштабная конференция как TICAD, несомненно, привлекает к себе внимание мировой общественности, особенно учитывая присутствие ООН и Всемирного банка в качестве организаторов саммитов. У Японии есть ряд со- перников в укреплении своего влияния на африканском континенте; речь, прежде всего, идёт о Китае, который, разуме- ется, не в восторге от попыток Японии склонить Африку на свою сторону. У Японии есть ряд конкурентных преимуществ, что по- ложительно сказывается на развитии японо-африканских отношений, например, Токио может предложить куда более качественную инфраструктуру, нежели Китай. Более того, Япония ставит акцент на развитие собственных африканских человеческих ресурсов и передаче навыков, в то время как Ки- тай, создавая диаспоры, вовлекает своих рабочих в бизнес на континенте. Японская сторона также вовлечена в помощь по борьбе со стихийными бедствиями — область, в которой Китай абсолютно не представлен в регионе. Африке также очень нравится формулировка Японии о взаимодействии с Афри- кой: Токио стремится «быть партнёром, а не донором»208. И всё-таки, почему же Япония и Китай не противобор- ствуют открыто? В отличие от Трампа, правительство Японии не стремится резко критиковать Китай, имея целью его сдер- живание на континенте, поскольку не видит в этом никакой пользы. Всё дело в том, что обе азиатские страны понимают, что Африка не хочет выбирать между ними, ведь для неё вы- годно не зависеть от какой-либо из сторон и получать инве- стиции и от Пекина, и от Токио.

Стоит, однако, отметить, что во взаимодействии Японии и Африки не всё обстоит наилучшим образом. Несмотря на свои явные преимущества, Токио становится всё труднее кон- курировать с Китаем по объёму финансирования африканских стран. Это связано с тем, что существует ряд проблем, с которыми Япония сталкивается, претворяя в жизнь свою африканскую политику. Прежде всего, африканские стра- ны зачастую не могут позволить себе платить за качествен- ную инфраструктуру, которую им предлагает Япония, — им куда проще закупить более дешёвое китайское оборудование. К тому же, Япония, осторожная в принятии решений, свя- занных с финансами, видит значительные риски и непривле- кательную доходность с небольших, и даже фрагментирован- ных, рынков Африки. В связи с этим, корпорации не сильно стремятся инвестировать в развитие африканской экономики. Сравнивая показатели инвестиций Японии и Китая, мы мо- жем сразу же увидеть лидерство Пекина с довольно большим отрывом от Токио: за 2017 г. прямые инвестиции в Африку этих двух стран составляют 43,3 млрд долл. США (Данные Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)) и 9 млрд долл. США соответственно.

Если говорить об объёме торговли, то ситуация здесь аналогичная: в 2018 г. объём торговли Японии и Африки составил 17 млрд долл. США (что вдвое меньше торговли между странами в 2008 г.), а торговля Китая с Африкой составила сумму в более чем 200 млрд долл. США.

Такое падение торговли может быть связано с сокра- щением бюджета Японии, что заставляет её тщательно сле- дить за своими тратами, а также не позволяет ей рисковать со своими инвестициями за рубеж. Именно поэтому, в ходе TICAD-VII был сделан чёткий акцент на развитии государственно-частного партнёрства между Японией и африкански- ми странами и увеличении числа частных компаний, присут- ствующих на саммите. Однако полагаться лишь на частный сектор так же было бы весьма опрометчивым шагом, посколь- ку далеко не все корпорации готовы инвестировать в бизнес с не очень квалифицированными африканскими кадрами. Для этого Абэ пообещал «неограниченную поддержку» в виде инвестиций в частные японские компании, которые хотят выйти на африканский континент.

Заключение

Таким образом, мы можем утверждать, что африканское направление внешней политики Японии имеет как большие перспективы, так и препятствия, которые необходимо преодо- леть. Нет сомнения в том, что Токио весьма выгодно развивать- ся в этом направлении: он может рассчитывать на поддержку в вопросе о реформировании ООН, в установлении свободно- го Индо-Тихоокеанского региона, а также выгодно приобретать нефть и другие ресурсы, которыми обладает африканский континент.

Говоря о перспективах развития японо-африкан- ского взаимодействия, стоит отметить некоторую стагнацию нынешней японской экономики, что, конечно же, усугубляет ситуацию. Не стоит также и ожидать быстрого роста вовле- чённости японских частных компаний в африканские страны и бизнес на их территории, поскольку условия, приемлемые для успешного ведения бизнеса на данной территории, ещё не до конца сформированы. Однако, если учитывать то, что саммит TICAD-VII был посвящён по большей части именно установлению благоприятной для бизнеса среды, а также то, что премьер-министр Абэ настроен серьёзно в вопросах поддержки частных компаний инвестициями, прогноз для разви- тия бизнеса между Японией и Африкой весьма благоприятен. Следующая конференция TICAD состоится в 2022 г. уже в одной из африканских стран.

Перед этим в 2020 и 2021 пла- нируется множество встреч на уровне министров и других высокопоставленных лиц двух сторон. Мы предполагаем, что акцент следующего саммита будет так же поставлен на улуч- шение бизнеса, поскольку стиль ведения политики Японии на данном поприще предполагает медленные позитивные изменения, в отличие от резких действий, которые могут привести к необратимым последствиям.

Кулагина А.В.

Статья из сборника 11-й конференции молодых японоведов «Новый взгляд»

2019г

Авторизация
*
*
Генерация пароля

Закажите звонок

и мы свяжемся с Вами

Не хотите ждать?

позвоните нам

или напишите нам в группу